- Воронихин Анд. Никиф.
-
ВОРОНИ́ХИН Анд. Никиф. (1759—1814) — архитектор. Род. в селе Новое Усолье на Урале в семье крепостных гр. А. С. Строганова. С 1777 учился в Москве архитектуре у В. И. Баженова и М. Ф. Казакова. Продолжил образование в Петербурге. В 1785 получил вольную. В 1786—90 сопровождал в путешествии по Европе молодого графа П. А. Строганова. За акварели В., изображающие Картинную галерею и дачу Строгановых, в 1797 получил звание акад. перспективной живописи. Позднее В. работал в Строгановском дворце, заново оформив ряд интерьеров. С 1802 проф. архитектуры. Быстрым продвижением В. обязан А. С. Строганову — в то время президенту АХ. Был представлен имп. Павлу I, высоко оценившему его способности и заказавшему В. стр-во двух павильонов, обрамляющих центр. партер Нижнего сада в Петергофе (1800—03), постройку храма главной святыни столицы — иконы Казанской Божией Матери, поставив условием сделать его подобным собору св. Петра в Риме. В создании Казанского собора (1801—11) В. решил ряд сложных арх. и инженерных задач, создав грандиозную полукруглую колоннаду (реминисценцию Римской) — у бокового сев. фасада, обращенную на Невский просп., зрительно делающую этот фасад главным и включающую храм в ансамбль магистрали. Используя передовые достижения техники, В. впервые применил в конструкции чугун и железо. Следование определ. градостроит. началу в застройке отд. р-нов города — гл. достижение зрелых работ В. Новые арх. формы гор. ансамбля воплотились и в др. его выдающейся постройке — Горном институте (1806—11). В 1803 вдова Павла I имп. Мария Федоровна пригласила В. реконструировать ее сгоревший дворец в Павловске. Бережно восстановив дворцовые интерьеры, созд. Ч. Камероном и В. Бренной, В. внес в часть их небольшие изменения, отвечавшие совр. вкусам, сделал проекты новой мебели, устроил для императрицы новые комнаты: кабинет "Фонарик" с кариатидами раб. В. И. Демут-Малиновского и наборным паркетом с рисунком цветков ромашек, а также опочивальню. В. — автор проектов мн. изделий из фарфора и худож. стекла, гл. обр. для Павловска. В парке он построил мосты, Ферму и "Розовый павильон" (1811—12), ставший любимым местом хозяйки и гостей парка. Развивая композиц. приемы мастеров итал. Возрождения, И. Е. Старова, Ч. Камерона, В. ориентировался на классич. архитектуру, достигая с помощью четких и ясных форм большей худож. выразительности, создав новый тип монумент. обществ. здания. Худож. формы ампира, одним из зачинателей к-рого был В., получили блестящее развитие в следующие десятилетия.
Лит.: Гримм Г. Г. Архитектор Воронихин. Л.; М., 1963.
А. Н. Воронихин. Казанский собор в Петербурге

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.